Что влияет на качество архитектурной фотографии?
Снимки неизменно высокого уровня — это не случайность и не везение, а результат совокупного влияния следующих восьми факторов:
1. Работа с перспективой
Знание законов перспективы является основой корректной передачи геометрии здания в кадре.
2. Камера и оптика
При съёмке архитектуры используется техника с функцией контроля перспективных искажений.
3. Погода и освещение
Выбор оптимального времени съёмки критичен для подачи здания в наиболее выгодном свете.
4. Антураж и стаффаж
Присутствие в кадре людей и транспорта вносит жизнь и даёт понимание масштаба архитектуры.
5. Взгляд архитектора
Качество презентации здания зависит от умения фотографа читать его композиционную задумку.
6. Стаж фотографа
Понимание технических тонкостей съёмочного процесса развивается по мере наработки опыта.
7. Полнота серии
Результат съёмки должен создавать у зрителей полное и законченное представление о здании.
8. Безупречная ретушь
Облик хорошего здания может быть визуально замусоренным, но это поправимо при обработке.
1. Работа с перспективой
Перспектива является средством переноса объёма и пространства на плоскость изображения. Она — своего рода каркас, на котором держится ткань всего кадра. И от того, насколько чётко простроен этот каркас, зависит корректность отображения объекта на снимке. В соответствии с количеством точек схода, выделяют три основных вида линейной перспективы:
• одноточечная, или фронтальная;
• двухточечная, или угловая;
• трёхточечная, или наклонная.
Однако не все они одинаково удачно передают геометрию зданий. В профессиональной съёмке архитектуры правилом хорошего тона считается использование только первых двух видов перспективы. Связано это с их свойством сохранять вертикали параллельными, благодаря чему пропорции членений фасада остаются практически неискажёнными, и снимок получается максимально достоверным.
Так, одноточечная перспектива даёт возможность видеть истинные соотношения размеров объекта и по ширине, и по высоте, поэтому очень хорошо подходит для съёмки строго фронтальных ракурсов.
В двухточечной перспективе неискаженными сохраняются только вертикальные размеры, что помогает при съёмке угловых ракурсов.
Трехточечная перспектива полностью искажает здание и создаёт эффект его «завала», из-за чего широкого применения не находит. Вот почему для основных ракурсов я использую только первые два вида перспективы, а последний — лишь для отдельных деталей.
2. Камера и оптика
Первая сложность, с которой приходится сталкиваться при съёмке, состоит в том, что обычные камеры с фиксированным объективом неизбежно выдают картинку в наименее применимой трёхточечной перспективе и поэтому не подходят в качестве профессионального инструмента для архитектурной фотографии. Минусы стандартной оптики заключаются в следующем: при попытке скомпоновать кадр так, чтобы здание занимало в нём центральное место, фотографу приходится направлять ось объектива выше линии горизонта, из-за чего появляется третья точка схода, и возникает эффект «падения» вертикальных линий. Чем выше объект, тем сильнее это выражено. В случае же, когда оптическая ось направлена строго в горизонт, вертикали остаются параллельными, но в кадр попадает слишком много переднего плана, а верхушка здания может не помещаться.
Для борьбы с этим неприятным явлением, в архитектурной съёмке применяется узкоспециализированная аппаратура с возможностью сдвига оптической оси объектива относительно плоскости матрицы или плёнки. Это может быть реализовано по-разному: в пленочных крупноформатных камерах объектив жёстко закреплён в передней стенке кардана (т.н. «переднем стандарте»), имеющей возможность свободного смещения относительно задника; в камерах среднего и малого форматов используются tilt-shift-объективы, конструкция корпуса которых позволяет сдвигать и наклонять оптическую ось.
3. Погода и освещение
Кадр может быть идеально выстроен по композиции и перспективе, снят с выгодного ракурса с применением лучшей tilt-shift-оптики, но если время съёмки было выбрано неудачно, он будет выглядеть невыразительно и блёкло. Сила воздействия фотографии во многом зависит от умения грамотно работать с естественным освещением.
Один и тот же
— Выбор времени года;
— Выбор съемочного дня на основе прогноза погоды
— Выбор времени съемки того или иного фасада на основе положения солнца, используя опыт в инсоляйии и приложение.
— Нельзя сказать, что летний сезон однозначно более удачное время года, т. к. рад объектов может выглядеть выигрышно даже зимой: скажем, загородный дом в лесу, со снежными шапками на крыше будет смотреться в кадре очень выигрышно. И наоборот: зима в городе, отвалы грязного снега не добавляют кадру красоты.
— Поздняя весна более предпочитетельна, чем ранняя, т. к. ранней весной город еще выглядит непричесанным и пыльным.
— Ранняя «золотая» осень предпочительнее, чем позняя слякотная.
— Нельзя сказать, что полностью затенённый фасад непригоден для фотографирования, в некоторых случаях это может быть плюсом: например, полностью стеклянный фасад плохо смотрится под прямым солнечным светом, а находясь в тени, начинает отражать окружение и выглядеть интереснее.
— я имею понятие об инсоляции фасадов, поэтому приезжая на объект, веду съёмку с учетом движения солнца и меняющейся в течение дня картины освещения тех или иных фасадов. Также использую для этих целей приложение.
4. Антураж и стаффаж
Это текстовый абзац. Нажмите на него и введите свой текст. Вы можете в любой момент вернуться к тексту и изменить его, например сделать текст подчеркнутым или курсивом. Используйте этот абзац, чтобы рассказать своим клиентам о себе или своих услугах.
При необходимости текстовый абзац можно заменить, например, на заголовок, подзаголовок, список, номерной список или цитату.
Это текстовый абзац. Нажмите на него и введите свой текст. Вы можете в любой момент вернуться к тексту и изменить его, например сделать текст подчеркнутым или курсивом. Используйте этот абзац, чтобы рассказать своим клиентам о себе или своих услугах.
При необходимости текстовый абзац можно заменить, например, на заголовок, подзаголовок, список, номерной список или цитату.
Это текстовый абзац. Нажмите на него и введите свой текст. Вы можете в любой момент вернуться к тексту и изменить его, например сделать текст подчеркнутым или курсивом. Используйте этот абзац, чтобы рассказать своим клиентам о себе или своих услугах. При необходимости текстовый абзац можно заменить, например, на заголовок, подзаголовок, список, номерной список или цитату.
5. Взгляд архитектора
Это текстовый абзац. Нажмите на него и введите свой текст. Вы можете в любой момент вернуться к тексту и изменить его, например сделать текст подчеркнутым или курсивом. Используйте этот абзац, чтобы рассказать своим клиентам о себе или своих услугах.
При необходимости текстовый абзац можно заменить, например, на заголовок, подзаголовок, список, номерной список или цитату.
Это текстовый абзац. Нажмите на него и введите свой текст. Вы можете в любой момент вернуться к тексту и изменить его, например сделать текст подчеркнутым или курсивом. Используйте этот абзац, чтобы рассказать своим клиентам о себе или своих услугах.
При необходимости текстовый абзац можно заменить, например, на заголовок, подзаголовок, список, номерной список или цитату.
Это текстовый абзац. Нажмите на него и введите свой текст. Вы можете в любой момент вернуться к тексту и изменить его, например сделать текст подчеркнутым или курсивом. Используйте этот абзац, чтобы рассказать своим клиентам о себе или своих услугах. При необходимости текстовый абзац можно заменить, например, на заголовок, подзаголовок, список, номерной список или цитату.
6. Стаж фотографа
Это текстовый абзац. Нажмите на него и введите свой текст. Вы можете в любой момент вернуться к тексту и изменить его, например сделать текст подчеркнутым или курсивом. Используйте этот абзац, чтобы рассказать своим клиентам о себе или своих услугах.
При необходимости текстовый абзац можно заменить, например, на заголовок, подзаголовок, список, номерной список или цитату.
Это текстовый абзац. Нажмите на него и введите свой текст. Вы можете в любой момент вернуться к тексту и изменить его, например сделать текст подчеркнутым или курсивом. Используйте этот абзац, чтобы рассказать своим клиентам о себе или своих услугах.
При необходимости текстовый абзац можно заменить, например, на заголовок, подзаголовок, список, номерной список или цитату.
Это текстовый абзац. Нажмите на него и введите свой текст. Вы можете в любой момент вернуться к тексту и изменить его, например сделать текст подчеркнутым или курсивом. Используйте этот абзац, чтобы рассказать своим клиентам о себе или своих услугах. При необходимости текстовый абзац можно заменить, например, на заголовок, подзаголовок, список, номерной список или цитату.
7. Полнота серии
Это текстовый абзац. Нажмите на него и введите свой текст. Вы можете в любой момент вернуться к тексту и изменить его, например сделать текст подчеркнутым или курсивом. Используйте этот абзац, чтобы рассказать своим клиентам о себе или своих услугах.
При необходимости текстовый абзац можно заменить, например, на заголовок, подзаголовок, список, номерной список или цитату.
Это текстовый абзац. Нажмите на него и введите свой текст. Вы можете в любой момент вернуться к тексту и изменить его, например сделать текст подчеркнутым или курсивом. Используйте этот абзац, чтобы рассказать своим клиентам о себе или своих услугах.
При необходимости текстовый абзац можно заменить, например, на заголовок, подзаголовок, список, номерной список или цитату.
Это текстовый абзац. Нажмите на него и введите свой текст. Вы можете в любой момент вернуться к тексту и изменить его, например сделать текст подчеркнутым или курсивом. Используйте этот абзац, чтобы рассказать своим клиентам о себе или своих услугах. При необходимости текстовый абзац можно заменить, например, на заголовок, подзаголовок, список, номерной список или цитату.
8. Безупречная ретушь
Это текстовый абзац. Нажмите на него и введите свой текст. Вы можете в любой момент вернуться к тексту и изменить его, например сделать текст подчеркнутым или курсивом. Используйте этот абзац, чтобы рассказать своим клиентам о себе или своих услугах.
При необходимости текстовый абзац можно заменить, например, на заголовок, подзаголовок, список, номерной список или цитату.
Это текстовый абзац. Нажмите на него и введите свой текст. Вы можете в любой момент вернуться к тексту и изменить его, например сделать текст подчеркнутым или курсивом. Используйте этот абзац, чтобы рассказать своим клиентам о себе или своих услугах.
При необходимости текстовый абзац можно заменить, например, на заголовок, подзаголовок, список, номерной список или цитату.
Это текстовый абзац. Нажмите на него и введите свой текст. Вы можете в любой момент вернуться к тексту и изменить его, например сделать текст подчеркнутым или курсивом. Используйте этот абзац, чтобы рассказать своим клиентам о себе или своих услугах. При необходимости текстовый абзац можно заменить, например, на заголовок, подзаголовок, список, номерной список или цитату.